Архів заходів

понеділок, 10 листопада 2014 р.

ВОСПИТАНИЕ МЕТАФОРОЙ

Иногда мамы, пробуя читать вслух своему малышу, обнаруживают, что тот почти не слушает. А ведь вы старались четко проговаривать звуки, читать громко, ровным голосом. Разве это не правильно? Вопрос «как читать?» не менее важен, чем выбор самой книги.

Начинать читать ребенку можно хоть с самого рождения, если у родителей есть большое желание это делать. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением. К тому же совместное чтение - это всегда живой и теплый процесс взаимодействия матери и ребенка, который развивает эмоциональные связи между ними.


Очень полезно читать разные потешки, можно сопровождать их пальчиковыми играми, а в возрасте двух-трех лет начинать разучивать какие-то короткие стихи. В некоторых методиках обучения чтению родителей призывают делать книжки самостоятельно вместе с детьми: вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Чтение сказок - момент, на который стоит обратить особое внимание.

Это не только интересное и приятное времяпрепровождение. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его характера. Важно не просто читать, а «создавать образы»: пусть у каждого героя будет свой голос, своя манера речи и т. д.

Однако не забывайте, что сейчас вы не только чтение сказочник, но и по-прежнему мама. Часто во время чтения сказки малыш переживает целую гамму чувств, ему необходимо поделиться с вами этими переживаниями. Обнимите кроху, «выйдите из образа» (иногда достаточно дать почувствовать крохе, что вы с ним согласны, что чувствуете то же самое, а порой необходимо сделать паузу, а затем дать подробные объяснения).

Очень тонкий момент - это трансляция ценностей посредством литературы. Неискушенным родителям, наверное, трудно разобраться, что их чадо может почерпнуть из случайной книги. Поэтому, если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше.

Совет психолога - больше доверять своей родительской интуиции - хочется проиллюстрировать примером. Одна мама купила сыну книгу сказок народов мира с великолепными иллюстрациями, начала читать - и волосы у нее встали дыбом: буквально в каждой сказке выпячиваются идеи физического превосходства и какого-то извращенного материального благополучия, вроде таких пассажей: «...а после того, как он убил всех неприятелей, было ему огромное богатство - золото, и серебро, и персидские ковры, и хрустальная посуда, и богатая одежда...» - и так далее с подробным описанием процессов убийства и с детальнейшим перечнем «богатств». Комментарии излишни.

ВЫ ВМЕСТЕ!

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает гораздо более богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важнейшие жизненные уроки. И еще, даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное - такое чтение очень сплачивает.


http://danilova.ru/publication/devel7_03_10.htm

Немає коментарів:

Дописати коментар