ВОСПИТАНИЕ МЕТАФОРОЙ
Иногда мамы, пробуя читать вслух
своему малышу, обнаруживают, что тот почти не слушает. А ведь вы старались
четко проговаривать звуки, читать громко, ровным голосом. Разве это не
правильно? Вопрос «как читать?» не менее важен, чем выбор самой книги.
Начинать читать ребенку можно хоть с
самого рождения, если у родителей есть большое желание это делать.
Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает
интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во
время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то
у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное
отношение к занятию чтением. К тому же совместное чтение - это всегда живой и
теплый процесс взаимодействия матери и ребенка, который развивает эмоциональные
связи между ними.
Очень полезно читать разные потешки,
можно сопровождать их пальчиковыми играми, а в возрасте двух-трех лет начинать
разучивать какие-то короткие стихи. В некоторых методиках обучения чтению
родителей призывают делать книжки самостоятельно вместе с детьми: вырезать,
рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие
способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах,
имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное
отношение к книге вообще.
Чтение сказок - момент, на который
стоит обратить особое внимание.
Это не только интересное и приятное
времяпрепровождение. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка,
помогать преодолеть негативные стороны его характера. Важно не просто читать, а
«создавать образы»: пусть у каждого героя будет свой голос, своя манера речи и
т. д.
Однако не забывайте, что сейчас вы не
только чтение сказочник, но и по-прежнему мама. Часто во время чтения сказки
малыш переживает целую гамму чувств, ему необходимо поделиться с вами этими
переживаниями. Обнимите кроху, «выйдите из образа» (иногда достаточно дать
почувствовать крохе, что вы с ним согласны, что чувствуете то же самое, а порой
необходимо сделать паузу, а затем дать подробные объяснения).
Очень тонкий момент - это трансляция
ценностей посредством литературы. Неискушенным родителям, наверное, трудно
разобраться, что их чадо может почерпнуть из случайной книги. Поэтому, если у
вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше.
Совет психолога - больше доверять
своей родительской интуиции - хочется проиллюстрировать примером. Одна мама
купила сыну книгу сказок народов мира с великолепными иллюстрациями, начала
читать - и волосы у нее встали дыбом: буквально в каждой сказке выпячиваются
идеи физического превосходства и какого-то извращенного материального
благополучия, вроде таких пассажей: «...а после того, как он убил всех
неприятелей, было ему огромное богатство - золото, и серебро, и персидские
ковры, и хрустальная посуда, и богатая одежда...» - и так далее с подробным
описанием процессов убийства и с детальнейшим перечнем «богатств». Комментарии
излишни.
ВЫ ВМЕСТЕ!
Учеными установлено, что ребенок,
которому систематически читают, накапливает гораздо более богатый словарный
запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает
что-то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает
важнейшие жизненные уроки. И еще, даже когда ребенок научится читать сам, не
прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более
эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же
должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное - такое
чтение очень сплачивает.
http://danilova.ru/publication/devel7_03_10.htm
Немає коментарів:
Дописати коментар